Цикл мифодрам "Фауст" (Леонид Огороднов)


Previous Entry Share Next Entry
Мифодрама "Фауст и Маргарита, часть 2" из цикла по "Фаусту". Впечатления ведущего
Огороднов
logos_ wrote in faust_mythdrama
Мифодрама состояла из двух сцен, заимствованных из текста Гете - сцены "в Соборе" и сцены "в тюрьме". Последняя сцена завершает первую часть трагедии.
Самый яркий для меня эпизод - сцена в Соборе - позволила мне прочувствовать суть того, что известный психодраматист Грета Лейтц назвала "трансцендентными ролями", в отличие от ролей соматических, психических и социальных.

Грета Лейтц о трансцендентных ролях

Трансцендентные роли нельзя понять из внешних потребностей. В них человек совершает имманентно присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир, являющемуся предпосылкой всякой этики. Поэтому мы могли бы говорить также об «этических ролях», а в религиозно-специфическом контексте — вместе со шведским психологом Хьелмаром Сунденом — о «религиозных ролях».

***

В более широком смысле трансцендентные роли — это те роли, в которых человек ... возвышается над уровнем «человеческого, слишком человеческого» и, преодолевая отчуждение, вступает в новую, осознанно-эмпатическую интеракцию с надындивидуальным бытием, космосом.

Беременная Маргарита, оставленная Фаустом, пытается молиться. Церковный Хор призывает ее к покаянию (спасибо группе за идею включить церковные песнопения). Стоящий за спиной Злой дух перечисляет преступления Маргариты, усугубляя чувство вины. У Гете эти два голоса сливаются для Маргариты в один, лишающий ее возможности молиться. В мифодраме нам удалось их развести, в результате чего возникла собственно трансцендентная роль кающейся Маргариты, одновременно сознающей меру своей вины и уверенной в милости Божьей. Божья милость при этом оказалась свободной от родительских проекций, приобрела истинный религиозный смысл.
Во второй сцене - "в тюрьме", снова было ясно видно, как трансцендентные роли Высшего Судьи и Кающейся Грешницы могут превращаться в психические роли Карающего (или Прощающего) Родителя и Провинившегося Ребенка. Вместе с тем, стал понятен и путь Маргариты. От безумия, вызванного чувством вины и страхом смерти, она переходит к истинному раскаянию, приводящему ее к спасению. "Холодность" Фауста и появление Мефистофеля исцеляют ее - она становится способной отделить ответственность от вины, отдать Фаусту фаустово, а Мефистофелю - мефистофелево. Благодаря этому у нее впервые в трагедии появляется возможность принять самостоятельное решение (до этого за нее решения принимали Фауст, Мефистофель, Марта, мать, брат, Злой Дух и проч). Ее решение - остаться в тюрьме и принять казнь - по духу своему христианское. Ее смерть перестает быть наказанием за преступление и становится мученичеством (как у ранних христиан - они ведь тоже были преступниками с точки зрения действующего римского законодательства). Вслед за этим она немедленно провозглашается святой. (Вот, надо думать, удивились проснувшиеся стражники, увидев взломанную тюрьму и оставшуюся в ней узницу). Проиграв варианты жизни Маргариты в случае побега, мы убедились в его бессмысленности.
Возникшая в ходе действия тема абортов новостью для меня не стала - я предполагал ее возникновение еще на пилотном проекте, но тогда не дал ей развернуться.

?

Log in